Значение эвенкийской металлической подвески с изображением волка

При исследовании атрибутов, которыми располагали сибирские шаманы, особый интерес, конечно, вызывает их одежда. Шаманский костюм изготавливался из шкур различных священных животных, птиц, и шился не по личному желанию шамана, а по велению духа, чью силу шаман унаследовал и использует. Такое одеяние олицетворяло собой модель окружающего человека пространства, включая небо, землю и подземный мир. В соответствии с этим порядком на костюм пришивались различные изображения животных – духов-помощников: в верхней части располагались птицы, в центре – животные и люди, внизу – змеи и рыбы. Такие тотемы назывались «онгоны» и являлись вместилищем для духов, чьими силами шаман располагал.  Изготовлялись они из дерева, камня, кости, металла, травы, шкур и т.д.

В Усть-Кутском историческом музее хранится один из шаманских тотемов – металлическая подвеска с изображением волка, которая принадлежала эвенкийскому шаману. Такой онгон прикреплялся в центральной части костюма, так как волк принадлежит к земному, среднему, миру и является его охранником.

Волк всегда являлся особым символом для народов Сибири. Уже в 1 тысячелетии до н. э. изображениями этого животного люди украшали различные предметы быта. Считалось, что хозяин таких вещей получал от волка его силу и храбрость, а также оберег от дурного глаза, болезней и неудач. У монгольских народов, которые оказали сильное культурное влияние на коренных жителей Сибири, волк является небесным животным, которое приносит удачу и пробуждает мужской дух. Также ему приписываются функции посредника между небесным и подземным миром.

Эвенки переняли от монголов почитание этого животного. Следует сказать, что у данного народа образы волка и собаки из-за своей схожести сливаются воедино – волк воспринимался как небесная собака. Дух-волк/собака имел многоплановые функции - он был верным охранником, разведчиком, а также шаман нередко насылал  его на врага, с приказом медленно, но постоянно грызть ноги, руки и другие части тела, т.е. насылать болезнь, которую вылечить может только сам наславший ее или более сильный шаман. В жизни эвенки не охотились на волка, так как верили, что в прошлом он был человеком и мог отомстить. Пролитую кровь этого животного забрасывали землей во избежание снега и дождя. В отношениях с собакой также имелся ряд запретов: ее нельзя выгонять на улицу, бить у двери - будет несчастье в доме, убивший собаку считался нечистым и не допускался на некоторые религиозные обряды. Также считалось, что волк знает дорогу в верхний мир и был связан с духом-«носителем счастья».

Образ волка за тысячи лет в представлениях народов Сибири вобрал в себя множество функций и магических способностей. Поэтому шаманы, имевшие духа-покровителя собаку/волка, особенно гордились этим и в своих песнопениях обязательно рассказывали о его силе, что в свою очередь добавляет уникальности эвенкийской подвеске из Усть-Кутского исторического музея.

 

Автор: научный сотрудник Юрьева В. В.

Литература

  • Василевич Г. М. Эвенки. Ленинград, 1969.
  • Гундэгмаа Б. Образ чоно (волка) в наивном языковом сознании носителей монгольского языка. Вестник НГУ. 2017.
  • Сатина Е. К. Образ волка в декоре вещей (памятники «звериного стиля»). Вестник КГУ, Кемерово, 2013.
  • Шаманский костюм. Сост. О. А. Чернявская. Иркутск, 2004.