«Жестянка» как произведение искусства
Проблема сохранения продуктов питания волновала человека с древнейших времен. Самым древним вариантом «упаковки» считаются корзины и емкости из дерева времен палеолита. Берестяные туески и деревянная посуда на долгие годы вошли в быт народов мира, в частности, русскую культуру. Второй по древности вариант «упаковки» - глиняные сосуды, которые человек начал производить со времен неолита. Как яркий пример, можно привести известные греческие амфоры, в которых люди на дальние расстояния перевозили на судах провизию, но чаще жидкости: масло, вино, воду.
Примерно 4 тысячи лет назад, человек изобретает стекло, а вместе с ним и новый вариант тары для хранения пищевых продуктов. Все выше перечисленные «упаковки» существуют и поныне, но в данной статье речь пойдет об одном из наиболее распространенных в современном мире варианте хранения и транспортировки продуктов – жестяной упаковке.
Первые «жестянки» появились в XVI веке, однако массовое производство такого вида упаковки началось в Англии в середине XIX века. Сначала это были коробки для бисквита, но со временем в них начали продавать чай, конфеты, печенье и другие продукты. В России производство жестяной упаковки появилось в 80-е годы XIX в. Вначале на таких коробках располагались только бумажные этикетки с информацией о продукте, но вскоре их начали украшать печатными по жести яркими рисунками, орнаментами, которые создавали художники-мастера. Жестяные упаковки были разнообразных форм: прямоугольные, круглые, цилиндрические, в виде сундучков и т. д. Необычные формы и красочное оформление упаковок привлекали к продукту больше покупателей, что создавало конкуренцию среди производителей и потребность в создании более привлекательных дизайнов.
В Усть-Кутском историческом музее хранятся жестяные упаковки для продуктов, которые своим художественным оформлением сравнимы с произведениями искусства. Они предназначались для разных продуктов (от томатов до конфет), но объединяет их одно – красочное оформление. На данных упаковках мы можем видеть целые композиции из цветов, насекомых, изображения прекрасных дам, греческих нимф, изящные ажурные орнаменты.
Еще одной отличительной чертой этих коробок является то, что на некоторых из них производители размещали почетные знаки и медали, которые они получили за высокое качество своих продуктов на российских и международных выставках. Особенно в этом плане выделяется коробка из-под карамели кондитерской фабрики торгового дома И. В. Каргин и А. А. Савинов из Самары. На данной упаковке размещено 16 различных почетных знаков, медалей и почетных крестов, что, конечно, многое могло сказать о качестве производимой карамели, которую покупали наши прабабушки в начале ХХ века.
С приходом советской власти красочность упаковки ушла на второй план. Однако, производители вовсе не отказались от художественного оформления «жестянок». В Усть-Кутском историческом музее хранится образец такой упаковки от завода «Пресс Москва». От изображений греческих богинь и цветов не осталось и следа, однако, коробка имеет объемную фактуру плетеной корзины, украшенную голубыми бантами, что тоже выглядит весьма изящно.
Высокое художественное оформление жестяных упаковок сделало из них не только тару для хранения продуктов, но и предметом интерьера для домов людей на многие годы. Думается, что и в наше время высоких технологий подобные «произведения искусства» прекрасно бы смотрелись в качестве украшений для кухонь и столовых.
Автор: научный сотрудник Юрьева В. В.
Литература
- Вертышева Е. В. «Историческое прошлое упаковки» http://kuzn-krepost.ru/collections/virtual/istoricheskoe-proshloe-upakovki.html
- Архангельская К. «Всеобщая история упаковки» https://ref.unipack.ru/109
- Никифирова М. Л., Сакович А. В. «Жестяная упаковка дореволюционной России» http://www.pribaikal.ru/talci-item/article/2248.html