Венский стул фирмы «THONET»

Усть-Кутский исторический музей запускает цикл статей, посвященных проекту «История одного экспоната». Хочется отметить, что данный проект был реализован в 2011 году совместно с телерадиокомпанией «Диалог» и приурочен к празднованию 380-летия образования Усть-Кутского селения и 85-летия Усть-Кутского района. Проект содержит в себе серию репортажей о редких экспонатах, которые находятся в фондах нашего музея. Авторами проекта выступили директор Усть-Кутского исторического музея Тирская Зинаида Мифодьевна и заведующая экскурсионно-методическим отделом Ярощук Любовь Николаевна.

Начнем с уникального экспоната с богатой полуторавековой историей – «Венского стула» фирмы «THONET». Стул модели № 14 был передан в фонды музея 14 августа 1980г. жителем села Орлинга Тупицыным Н.М., с тех пор он бережно хранится и экспонируется в нашем экспозиционном зале № 1 «История Верхнего Приленья». Одним из интересных фактов является то, что под сиденьем стула ставили фабричное клеймо: сначала это была резная надпись, затем бумажная наклейка. Экспортные лейблы различались по дизайну в зависимости от принимающей стороны; для России выпускались специальные наклейки с надписями кириллицей «БРАТЬЯ ТОНЕТЪ». Усть-Кутский исторический музей по праву является счастливым обладателем стула с резной надписью «THONET».

Михаэль Тонет – автор знаменитого венского стула, был пионером мебельного дизайна. Он родился 2 июля 1796 года в Боппарде в Пруссии и жизнь его началась в век индустриальной революции. Тонета можно по праву назвать революционером мебельного производства, на много лет опередившим своё время. Недаром кушетки, кресла-качалки, столики и стулья от Тонета по сей день являются актуальными предметами интерьера и пользуются успехом во всём мире.

Учился на плотника и краснодеревщика в Боппарде; в 1819 г. открыл собственную мебельную мастерскую; в 1830 г. – провел первые эксперименты со слоистой древесиной. Тонет клеил и гнул деревянные детали, подвергал их предельным деформациям, изучая возможности материала. В результате многочисленных опытов им был разработан промышленный метод гнутья. Этим методом можно было создавать кресла и стулья из многослойных гнутых полос, отказавшись от традиционного крепления элементов и уменьшив количество деталей.

В 1842 г. Михаэль переехал в Вену и получил пятилетний королевский патент на производство гнутой мебели из слоистой древесины (и отныне стулья, изготовленные по его технологии, стали называться «венскими»); в 1849 г. - открыл собственную мастерскую в Вене; в 1851 г. - получил бронзовую медаль на Лондонской международной ярмарке за свой дизайн мебели; в 1852 г. - открыл торговую фирму в Вене; в 1852 г. - получил второй патент на производство гнутой мебели из слоистой древесины; в 1853 г. - передал свою компанию в собственность своим сыновьям под именем «Братья Тонет»; 1858 г. - начал производство Стула №14. Благодаря своей роли изобретателя и предпринимателя Михаэль Тонет стал одним из родоначальников современного мебельного производства.

В России, как и по всей Европе, венская мебель начала свое победное шествие с гастрономических и увеселительных заведений. Легкие удобные стулья особенно подошли для кафе, которые стали появляться в это время. На рубеже XIX-XX вв. уже все общественные места, места досуга обставлялись венскими стульями - кабаре и кинозалы, кафе и театры. В 1889 г. фирма «Братья Тонет» становится поставщиком Двора Его Императорского Величества. В дворянских усадьбах, в дворцовых залах она соседствовала с дорогими старинными изделиями. Деятельность представительств фирмы «Тонет» в России прекратилась в 1917 г., магазины и склады были закрыты. Но миллионы венских стульев и прочих предметов гнутой мебели успели прочно обосноваться в нашей стране.

Тонет спроектировал около 20 базовых стульев. Стержнем всей этой гаммы стала «Модель 14» – самый лаконичный, изящный, графичный вариант венского стула. Он состоял всего из 6 частей. Трехмерное гнутье позволило объединить спинку и задние ножки в одну деталь. Сидение круглой формы затягивалось камышовым плетением. Сечение деталей было сведено до минимума. Конструкция получилась очень легкой, пружинящей, но стабильной. Этот стул приобрел одно волшебное свойство – когда на него садился человек, стул «исчезал», о его существовании говорила только поза сидящего. В результате венский стул мог вписаться в любой интерьер.

Михаэль Тонет умер в 1871 году, но его проекты и процесс производства продолжили жизнь в руках его 5 сыновей (всего у него было 14 детей).

Компания «THONET» в 2010 году отпраздновала 150-ую годовщину со дня появления на свет знаменитого «венского» стула №14. По этому случаю была выпущена новинка – аналогичная модель для детей.

 

Автор: заведующий отделом научно-экскурсионной работы Лысунь Д. Н.