Поняга

Основным видом деятельности эвенков, коренного населения Усть-Кутского района, была охота. Интересным изобретением эвенкийских охотников для переноски тяжестей и мяса убитых зверей является поняга. Данный предмет хранится в фондах Усть-Кутского исторического музея.

Судя по исследованиям Г. М. Василевич, появление поняги у народов Восточной Сибири относится к эпохе неолита, и этот предмет является одним из самых древних общих достояний всех тунгусских племен. Поняга (понагэ, хина, эмуксэ) – заспинная дощечка с парой привязанных петель, надеваемых на плечи охотника. К дощечке прикреплялось 6-8 пар ремешков, к каждой из которых плотно привязывалось снаряжение и добыча.

При ост­рой необ­хо­ди­мо­сти охот­ник мог сделать подобие поняги прямо на мес­те про­мыс­ла. Он вы­ре­зал нуж­ной ве­ли­чи­ны ро­гуль­ку, вме­сто ре­меш­ков ис­поль­зо­ва­лась све­же­со­дран­ная кора. На из­го­тов­ле­ние та­ких «но­си­лок» тре­бо­ва­лось не бо­лее 15 ми­нут.

Понягу имел и очень ценил каждый охотник, так как этот деревянный предмет был связан с личной удачей и успехом, и поэтому, как правило, искусно украшался.  Поняга также упоминается в эвенкийских сказаниях. У эпического богатыря поняга сделана из серебра: «Мэңумэпанагавидянимэннэдун / Дянбэюнмэуиксэ, эмэдердэгэ» - «Он вернулся, привязав к десяти серебряным вязкам своей поняги / Десять диких оленей».

У русских было подобное приспособление и называлось оно «крошни». Однако, среди современного населения Сибири такое название почти не используется. Эвенкийское название «понагэ» прочно вошло в разговорную речь сибиряков. Этот факт говорит о влиянии эвенкийских традиций на прибывшее русское население. Используя внутренние резервы и опыт автохтонного населения, заимствуя у них необходимые элементы (эвенкийские лыжи, понягу, нарты, берестяные лодки, охотничью обувь и одежду и т.д.), русские смогли успешно адаптироваться к сибирским условиям.

 

Автор: научный сотрудник Юрьева В. В.

Литература

  • Окладников А. П. История Сибири. Т. 1. Л. 1968.
  • История Бурятии. XVII – начало XX в. Ред.: Б. В. Базаров. Т. 2. 2011.
  • Яковлева М. П. Тип богатыря в эвенкийских сказаниях рода бута. 2016.
  • Брандишаускас Д. Старые технологии и современное изготовление таежного снаряжения у эвенков Забайкалья. 2017.
  • Старцев А. Ф. Традиционные орудия труда тунгусоязычных народов Приамурья, Приморья и Сахалина в охотопромысловой деятельности. 2020.
  • Зуляр Ю. А. Охотничий промысел в Байкальской Сибири на рубеже XIX–XX вв.: состояние и проблемы. 2016
  • Щапова Д. А. Материальная культура эвенков в иллюстрациях. 1995.