Поняга
Основным видом деятельности эвенков, коренного населения Усть-Кутского района, была охота. Интересным изобретением эвенкийских охотников для переноски тяжестей и мяса убитых зверей является поняга. Данный предмет хранится в фондах Усть-Кутского исторического музея.
Судя по исследованиям Г. М. Василевич, появление поняги у народов Восточной Сибири относится к эпохе неолита, и этот предмет является одним из самых древних общих достояний всех тунгусских племен. Поняга (понагэ, хина, эмуксэ) – заспинная дощечка с парой привязанных петель, надеваемых на плечи охотника. К дощечке прикреплялось 6-8 пар ремешков, к каждой из которых плотно привязывалось снаряжение и добыча.
При острой необходимости охотник мог сделать подобие поняги прямо на месте промысла. Он вырезал нужной величины рогульку, вместо ремешков использовалась свежесодранная кора. На изготовление таких «носилок» требовалось не более 15 минут.
Понягу имел и очень ценил каждый охотник, так как этот деревянный предмет был связан с личной удачей и успехом, и поэтому, как правило, искусно украшался. Поняга также упоминается в эвенкийских сказаниях. У эпического богатыря поняга сделана из серебра: «Мэңумэпанагавидянимэннэдун / Дянбэюнмэуиксэ, эмэдердэгэ» - «Он вернулся, привязав к десяти серебряным вязкам своей поняги / Десять диких оленей».
У русских было подобное приспособление и называлось оно «крошни». Однако, среди современного населения Сибири такое название почти не используется. Эвенкийское название «понагэ» прочно вошло в разговорную речь сибиряков. Этот факт говорит о влиянии эвенкийских традиций на прибывшее русское население. Используя внутренние резервы и опыт автохтонного населения, заимствуя у них необходимые элементы (эвенкийские лыжи, понягу, нарты, берестяные лодки, охотничью обувь и одежду и т.д.), русские смогли успешно адаптироваться к сибирским условиям.
Автор: научный сотрудник Юрьева В. В.
Литература
- Окладников А. П. История Сибири. Т. 1. Л. 1968.
- История Бурятии. XVII – начало XX в. Ред.: Б. В. Базаров. Т. 2. 2011.
- Яковлева М. П. Тип богатыря в эвенкийских сказаниях рода бута. 2016.
- Брандишаускас Д. Старые технологии и современное изготовление таежного снаряжения у эвенков Забайкалья. 2017.
- Старцев А. Ф. Традиционные орудия труда тунгусоязычных народов Приамурья, Приморья и Сахалина в охотопромысловой деятельности. 2020.
- Зуляр Ю. А. Охотничий промысел в Байкальской Сибири на рубеже XIX–XX вв.: состояние и проблемы. 2016
- Щапова Д. А. Материальная культура эвенков в иллюстрациях. 1995.