Патефон

24 декабря 1887 года Томас Алва Эдисон заявил патент на невиданное ранее изобретение – фонограф, тем самым открыв эру механической звукозаписи. Несмотря на низкое качество и слабый звук изобретение получило широкое распространение. В 1887 году Эмилем Берлинером был запатентован граммофон, где для записи и воспроизведения звука уже использовались диски, что сделало новое изобретение еще более популярным и доступным.С 1914 года лондонская компания BarnettSamuelandSon начала портативные версии граммофона – патефон. В отличие от граммофона, у патефона был маленькийрупор, встроенный в корпус. Сам аппарат был скомпонован в виде чемоданчика, который можно было переносить в застёгнутом виде за специальную ручку. Патефон модели МГ-3 ленинградской артели «Граммофон» хранится в фондах Усть-Кутского исторического музея.

Слово же «патефон», используемое главным образом в России (и в СССР), происходит от названия фирмы-производителя «Патэ», которая первой начала поставки таких устройств в Российскую империю. В годы Первой мировой войны патефон широко использовался в армиях разных стран, после войны это устройство становится непременным атрибутом отдыха (на пикниках, в кемпингах и т.д.). В Советской России патефон стал мощным средством пропаганды: на грампластинки записывались выступления политических деятелей, революционные песни и т.д. Музыкальные записи произведений композиторов, народных, лирических и военных песен, оперетт, танцевальных композиций формировали новые вкусы и предпочтения обывателя, помогали устраивать досуг в клубах, на праздниках, мероприятиях и т.д. В годы индустриализации патефон также служил инструментом поощрения, что запечатлела народная частушка: «Гармонисту этому / Будет премья дадена: / Два костюма шерстяных, / Патефон да радио». Популярность устройства отразил и народный юмор с социальным подтекстом: «Нужно начальству наше мнение – как козе патефон». Устройство выпускалось многими производителями: Московский патефонный завод, Ленинградский патефонный завод, Владимирский патефонный завод, Артель «Горьковский Металлист» и т.д., и имело огромную популярность вплоть до середины ХХ века, когда стал вытесняться электрофоном.

 

Автор: научный сотрудник Юрьева В. В.

Литература

  • Аманжолова Д. А. «Старенький наш патефон молча грустит о былом…». 2014.