БАМ:история с географией (продолжение)

На прошлой неделе завершилась поездка сотрудников Усть-Кутского исторического музея в г. Тынду - вторая экспедиция в целях реализации проекта «БАМ: история с географией» по трассе Байкало-Амурской магистрали.БАМ является самым коротким железнодорожным путем к портам Тихого океана. Магистраль сокращает расстояние перевозки пассажиров и грузов до Приморья, Владивостока и Находки более чем на 200 км, Ванино – почти на 500 км, а на Сахалин, Камчатку и в Магадан – на 1000 км.

Из-за сложного рельефа более 30 км железной дороги проходит в тоннелях. Участники экспедиции проехали через крупнейшие из них – Северомуйский (15,3 км) и Байкальский (6,7 км), а также через самый высокогорный тоннель – Кодарский – 996 м над уровнем моря. Пересекли самую высокую точка БАМа и вообще высшую точку всех железных дорог России – 1323 м над уровнем моря – Муруринский перевал. Спустившись с перевала, поезд долгое время идет вдоль реки Хани, река с двух сторон окружена горами, скалы нависают над рельсами, буйная вода бьется о камни. Именно здесь, посередине реки, находится точка, в которой сходятся границы сразу трех регионов - Забайкальского края, Якутии и Амурской области. Путешествуя от ст. Лена –столицы Западного участка БАМа до ст. Тында – столицы магистрали, вы пересекаете 5 регионов нашей необъятной Родины: Иркутскую область, Республику Бурятия, Республику Саха (Якутия), Забайкальский край и Амурскую область.В посёлке Таксимо заканчивается электрифицированная часть БАМа, дальше едут только тепловозы.

Тында- это одно из немно­гих мест трассы, история которого началась задолго до БАМа. Первый поселок, ставший перевалочным пунктом для золотоискателей, возник в этих местах еще в начале ХХ века. Железная дорога пришла сюда в 1937 году, когда была проложена ветка от Транссибир­ской магистрали. Однако просущество­вала дорога недолго: в 1942 году рельсы с этого участка были сняты и использованы для срочного строительства Волжской рокады, во многом определившей исход Сталинградской битвы. Второе рождение станции случилось уже в 1975 году, когда поселок Тындин­ский был преобразован в город Тында областного подчинения. В городе разместилось управление по строительству БАМа — ГлавБАМстрой. Шефство над Тындой взяла Москва: главный город страны строил главный город БАМа. В Тынде много московских названий: районы Арбат и Сокольники, улицы Профсоюзная и Красная Пресня.

Музей истории Байкало-Амурской магистрали в Тынде — крупнейшее музейное собрание России, посвящённое истории строительства БАМа.В музейных фондах числится 45000 единиц хранения, функционируют 9 залов. Отдельным залом и одновременно экспонатом является «Бочка Диогена» — одна из 9 бочек-вагончиков, в прошлом составлявших самую необычную и красочную улицу города.

 Цель экспедиции – выбрать в музее г. Тынды редкие экспонаты, отражающие важные исторические моменты строительства БАМ, которые войдут в каталог. Один из ценных экспонатов-знамя отряда имени XVII съезда ВЛКСМ.

В дни работы съезда, в апреле 1974г., был сформирован первый Всесоюзный ударный строительный комсомольский отряд, состоявший из бойцов из разных республик, краёв и областей Советского Союза.Командиром отряда стал депутат Верховного Совета РСФСР, Герой Социалистического Труда, опытный транспортный строитель Виктор Иванович Лакомов, комиссаром – ​Владимир Васильевич Мучицын. От героического рабочего класса, от ветеранов труда, героев пятилеток командиру комсомольского отряда Виктору Лакомову на съезде было вручено красное знамя отряда. Вместе с командиром знамя прибыло в посёлок Звёздный на БАМе, где именно бригадой Лакомова были уложены первые километры магистрали.До 1984 года знамя хранилось в Музее истории строительства Западного участка БАМ в г. Усть-Куте, затем было передано в музей г. Тынды штабом ЦК ВЛКСМ на БАМе.

БАМу 50 лет. Теперь это одна из важнейших транспортных артерий протяженностью почти 4,5 тысячи километров от Сибири до Тихого океана, миллионы тонн грузов ежегодно. Колоссальный и растущий вклад в экономику. В 2024 году правительство утвердило третий этап развития БАМа. Работы будут финансироваться как из бюджета, так и внебюджетных источников — средств частных инвесторов. Финансирование программы запланировано в объеме 3,7 трлн руб. Будут модернизированы 24 участка магистрали, в том числе пробиты новые тоннели (Северомуйский, Кодарский и Кузнецовский), возведен мост через Амур, построен обход Хабаровского транспортного узла, модернизирован с увеличением мощности Находкинский транспортный узел и проложены новые пути, в том числе две линии, которые соединят БАМ и Транссиб. Всего на БАМе появятся более 300 новых инфрастуктурных объектов.