БАМ: история с географией

Именно так называется новый проект Усть-Кутского исторического музея, победивший в грантовом конкурсе при поддержке Иркутского областного отделения Русского географического общества. Проект посвящен юбилейным датам в истории строительства БАМ: 50-летию с начала строительства, 40-летию с момента укладки «золотого звена», 35-летию приёмки дороги в постоянную эксплуатацию. Трасса дороги пересекает 11 полноводных рек, 7 горных хребтов. Более 1000 километров пути проложено в районах вечной мерзлоты, высокой сейсмичности. На трассе дороги пробито 8 тоннелей, построено 142 моста (длиной более 100 метров), более 200 железнодорожных станций и разъездов, свыше 60 городов и поселков. Мосты, тоннели, виадуки, противолавинные стены и другие инженерные сооружения составляют треть протяженности БАМа.

Байкало-Амурская магистраль пролегает по территориям, природные условия которых, крайне разнообразны и сложны. Западный участок маршрута БАМа характеризуется горным рельефом. Для восточного участка маршрута характерно присутствие марей-болот на вечной мерзлоте. Путь магистрали пролегает по зонам высокой сейсмичности (вплоть до 9 баллов по шкале Рихтера).

 Цели проекта- показать историко-географические особенности строительства Байкало-Амурской магистрали, установить научные связи между музеями- хранителями истории строительства Великой магистрали.

14-15 августа 2024 года сотрудники музея для реализации проекта посетили г. Северобайкальск и п. Нижнеангарск, где работали вместе с сотрудниками музея «История БАМ» МАУК «Художественно-историческое объединение» г. Северобайкальск и Историко-краеведческого музея Северобайкальского района. График работы участников экспедиции был очень плотным. В экспозициях и фондах музеев собрано большое количество ценных экспонатов, рассказывающих о героических событиях строительства «Магистрали века». Бурятский участок Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ), длиной 524 км, оказался самым сложным в инженерно-геологическом, сейсмологическом и климатическом плане. Его строительство потребовало сложнейших научно-технических решений по сооружению тоннелей, мостов, искусственных строительных сооружений. В сентябре запланирована экспедиция в г. Тынду – столицу Байкало-Амурской магистрали.

Итогом экспедиций будет выставка фотографий 50 редких экспонатов, отражающих важные исторические моменты строительства Великой магистрали, из фондов 3 музеев: МКУК «Усть-Кутский исторический музей» УКМО (Иркутская область), Музей «История БАМ» МАУК «Художественно-историческое объединение» г. Северобайкальск (Республика Бурятия), МБУК «Музей истории Байкало-Амурской магистрали» г. Тында (Амурская область).В дальнейшем планируется использовать эти фотографии для издания каталога редких экспонатов, отражающих важные исторические моменты строительства БАМ, что позволит широкой аудитории познакомиться подлинными свидетельствами того времени, даст возможность использовать эти материалы в образовательной и культурной деятельности.Реализация проекта будет способствовать популяризации внутреннего туризма в России путем продвижения познавательного маршрута, укреплению исторических связей между регионами, расширению представлений о географическом и культурном разнообразии Российской Федерации.