Лодка-берестянка

По мнению известного исследователя А. П. Окладникова на территорию Прибайкалья в неолите на смену тяжелым и неуклюжим посудинам, долбленных из целых стволов, которые использовались рыболовами, появляются легкие быстроходные лодки, сделанные из бересты. Именно лодки из бересты, берестянки, являются традиционным видом водного транспорта у коренных жителей Усть-Кутского района – эвенков.   В фондах Усть-Кутского исторического музея хранится макет такой лодки, созданный мастером С. М. Суплецовым.

Процесс изготовления лодки-берестянки у всех эвенков был одинаковым. Весной чаще женщины, реже мужчины ножами срезали бересту с дерева. Срезанные куски проваривались определенное время  в растворе горячей воды. Каркас лодки строился из тонких, узких деревянных полос, затем обшивался кусками коры, сшитыми между собой тонкими корнями черемухи или (за неимением ее под рукой) сухожильными нитями. По окончании работ все места проколов для швов и все мелкие отверстия в бересте смазывали нагретой лиственничной смолой.

Так как эвенки вели кочевой образ жизни, то благодаря быстроходности и легкости берестянка стала верным спутником в передвижениях по речным пространствам. Ими пользовались в основном для ловли рыбы и охоты с воды.

Берестянки были разных размеров. Длина колебалась от 3 до 7 м., ширина по середине равнялась 60-70 см. Маленькая берестянка, на 1-2 человек, предназначалась для быстрого передвижения по реке, ее можно было переносить на плечах, ее также использовали при добывании рыбы лученьем. Такая лодка называлась «дяв». На большой берестянке, на 4-5 человек, небольшая семья эвенков могла поместиться со всем своим скарбом и переезжать с места на место. Такая лодка называлась «коӈактэ». Управлялась берестянка тонким двух-лопасным веслом.

У эвенков, как и у других народов Сибири и мира, лодке приписывались и свои мифические черты. Ладья фигурирует в мифологическом сюжете, известном у многих народов, о переплывании вод нижнего мира и о возвращении в реальный мир: каждый день солнце спускается в загробный мир в ладье смерти и возвращается оттуда в ладье воскрешения. Души умерших, чтобы попасть в мир мертвых, должны были проплыть на лодках по реке смерти. Такие сюжеты изображены на многих петроглифах (наскальных рисунках) народов Северной Азии.

Судя по этнографическим исследованиям, эвенки в современном мире продолжают использовать традиционные технологии изготовления предметов быта. И в наши дни лодка-берестянка остаетсяважным атрибутом жизни эвенкийского народа.

 

Автор: научный сотрудник Юрьева В. В.

Литература

  • Василевич Г. М. Эвенки. 1969.
  • Гарина. Т. Н. Эвенки с реки Куты (Верховья Лены). «Тальцы», №4. 1998.
  • Дэвлет Е.Г., Дэвлет М.А. Сокровища наскального искусства Северной и Центральной Азии. 2011.
  • Окладников А. П. История Сибири. Т.1. 1968.
  • Окладников А. П. Шишкинские писанины. 1959. (иллюстрация)
  • Сем Т. Ю.Картина мира тунгусов: пантеон. 2012.
  • Чапогир С. И. Лексическая группа «средства передвижения» в эвенкийском языке. 2018.
  • На фото №2: Эвенк в лодке-берестянке. 1970-е гг. На фото №3: Шишкинские писанины (близ поселка Качуг, Иркутская область). Часть композиции с лодкой.