Коза и лученье рыбы

В Усть-Кутском историческом музее хранится предмет, который имеет отношение к одному из самых азартных видов рыбалки, - коза, с помощью которой лучили рыбу. Коза, или светец, - особая жаровня, которая помещается в носовой части лодки для освещения огнем неглубокой воды. Заметив рыбу, ее бьют острогой. Лученье проводится в тихие, темные ночи осени: начинается со второй половины сентября, когда водяная трава ляжет на дно, а вода совсем просветлеет, и кончается в ноябре, когда вся рыба уходит вглубь.

О таком методе ловли рыбы людям было известно еще в глубокой древности. Например, по мнению известного археолога А. П. Окладникова, в Прибайкалье люди уже в период неолита, 5 тыс. лет назад, добывали рыбу с помощью гарпунов ночью на лодке, в носовой части которой разводился в жаровне огонь для освещения темных вод реки.

Такой способ рыболовства сохранился и у коренного населения Усть-Кутского района – эвенков. Однако, у этого народа данный вид добывания пищи не являлся главным и имел сезонный характер: рыбу ловили в теплое время года.Лученье у эвенков называлось «таликит». Лучили с лодки по заводям, двигаясь вдоль берега. В нос судна втыкали металлическую подставку для смолистых щепок, которые складывали поленницей и поджигали, или же факел, обвернутый берестой. Человек с острогой стоял посреди лодки и, заметив рыбу, быстро колол ее.

Лученье рыбы было популярно и среди русского населения. Интересный факт, ночная рыбалка с острогой была любимой у императора Александра III. Как вспоминал об этом его камергер: «Александр III выезжал на рыбную ловлю на Гатчинское озеро обыкновенно после полуночи. В лодке, кроме императора, находились матросы-гребцы и егерь. Позади шла ещё одна лодка, в которой были только матросы. Егерь светил факелом, а вооружённый острогой император бил по привлечённой ярким светом всплывавшей рыбе». Весной 1884 года по личному указанию Александра III для лучения рыбы с плотов было приспособлено электрическое освещение. На эти рыбные ловли снаряжалась особая охрана, обычно в составе 20 человек. С рыбалки император возвращался очень поздно, иногда даже на рассвете.

В наши дни такой «древний как мир» вид рыбалки продолжает существовать, однако, является незаконным и приравнен к браконьерству.

 

Автор: научный сотрудник Юрьева В. В.

Литература

  • Василевич Г. М. Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVIII-начало ХХ в.). Л., 1969 г.
  • Зимин И. Царская охота. Москва, 2010г.
  • Окладников А. П. История Сибири с древнейших времен до наших дней. Т 1. 1968 г.
  • Смирнова В. В. Холодный ноктюрн: антропология ночи эвенкийской деревни. СПб, 2008.
  • Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб, 1890-1907.
  • Иллюстрация: Сабанеев Л. П. Рыбы России. Жизнь и ловля (ужение) наших пресноводных рыб. Москва, 1892.