Коч

В фондах Усть-Кутского исторического музея хранится макет коча, который был изготовлен Александром Вячеславовичем Адеевым. Коч – судно, которое использовалось для морского прибрежного плавания в северных морях с заходом в реки. Начиная примерно с XVI века, русские ежегодно на кочах организовывали морские экспедиции в устье реки Оби, а в течение XVII века поэтапно прошли весь Северный морской путь, обогнули самую восточную оконечность Азии и вышли в Тихий океан (Охотское – «Ламское» море). По сути, коч был тем судном, благодаря которому Русское государство в XVII веке приобрело богатейшие территории Сибири и Арктики.

Ученые до сих пор не могут сказать точно, как выглядел коч. Письменные источники XVII в. однозначно свидетельствуют, что коч - это одномачтовое судно с одним прямым парусом, на котором в добавление к парусу могли ставиться весла. Палуба коча была открытой, в кормовой ее части находилась каюта (казенка). В каюте жил кормщик или хозяин судна, остальной экипаж размещался под палубой, в так называемых «заборницах». Очевидно, что при наличии на коче многих пассажиров, последним приходилось ночевать прямо на палубе.

Кочи строили по совершенно уникальной технологии без использования металла. Для соединения досок обшивки друг с другом в клинкер (внахлёст) использовался распаренный корень сосны, прутья можжевельника или ели, которым плотно стягивали доски обшивки, а обшивку «пришивали» к шпангоутам и килю. В России такой корень для «шитья» называли «вицей». В отверстиях вицу стопорили с помощью специальных клинышек, затем судно тщательно смолили. 

Такие судна были разных размеров. Так, например, кочи, которые применялись на реке Лене, были в длину от 7 сажен (15,12 м) до 10 сажен (21,6 м), а в ширину от 1,5 сажени (3,24 м) до 2 саженей с полуаршином (4,67 м).

Известно широко распространённое мнение, что кочи имели «округлые борта», благодаря которым при ледовом сжатии их могло выдавливать на поверхность. Однако, никакое судно, затертое льдами, само по себе на лед не выскочит. Речь идет о возможности вытащить коч на лед неповрежденным, чему способствовали его легкость и, возможно, конструктивные особенности дна судна.

Если говорить об этимологии, то, по одной из версий, «коч» - слово русское. В конце XVII в. холмогорский промышленник Пантелей Орлов, ходивший на Новую Землю, в своей челобитной писал о «коце - шубе льдяной», имевшейся на его судне. В новгородском диалекте слово «кода» закрепилось за любой ледовой защитой (не только морского судна, но и саней, лыж). Отголоски употребления слова «кода» как верхнего покрытия, которое может оледенеть, сохранилось в современном русском языке: мы говорим «окоченеть», имея ввиду, что кто-то или что-то принимает свойства льда.

С 1714 г. появляется серия указов Петра I о запрещении строительства «староманерных» судов, как морских, так и речных. Разрешалось ходить на старых судах только 2-3 года, в дальнейшем вновь построенные ладьи и кочи подлежали конфискации. После смерти Петра I для одного из отрядов Великой Северной экспедиции были построены два коча – «Экспедицион» и «Обь». Однако судна не оправдали возложенных на них ожиданий – кочи не смогли обогнуть полуостров Ямал, так как боялись открытого моря. На этом строительство кочей было окончательно прекращено.

 

Автор: научный сотрудник Юрьева В. В.

Литература

  • Вершинин Е. В., Визгалов Г. П. Коч: из истории северного русского судостроения XVI-XVIII вв.
  • Вершинин Е.В. Дощаник и коч в Западной Сибири (XVII в.)
  • Филин П. А. Полярное судно коч и освоение Арктики в XVII веке. (иллюстрация) https://goarctic.ru/regions/polyarnoe-sudno-koch-i-osvoenie-arktiki-v-xvii-veke/