Клыки как символ статуса

Трудно сказать, когда именно человек украшать себя и свои вещи, однако, происхождение украшений связывают в первую очередь с появление у людей амулетов и талисманов, которые использовались в магических ритуалах. Уже в те далекие времена украшения представляли из себя не просто предметы с эстетической функцией, но и отображали в себе представления человека о Вселенной, об окружающем мире, природе, о строении своего тела как вместилище духа, сакральные символы. Также украшения, как и сейчас, помогали человеку взаимодействовать с социумом и являлись показателем статуса.

На стоянках человека каменного века ученые находят большое количество украшений из цветных камней (белый кальцит, нефрит, змеевик) и костей животных. Популярными были украшения из клыков марала, привлекавшие людей своим блеском и белым цветом. Коллекция подвесок из атрофированных клыков марала была найдена в поселке Закута Усть-Кутского района и сейчас хранится в фондах Усть-Кутского исторического музея. 

Все эти подвески имеют, или имели, сквозные отверстия у корня зуба для нанизывания на нить, шнур или для пришивания, например, в качестве застежки на одежде.Материал для таких подвесок добывался во время охоты, и с одной особи марала получали только два клыка. Поэтому подвеска из клыка марала являлась престижным видом украшения. На многих стоянках древнего человека находят подвески, вырезанные из кости и имитирующие клыки марала. Это свидетельствует, что  украшения из клыка марала выполняли важную функцию, поэтому их подделывали.

Марал (Cervuselaphus) – наиболее крупный подвид благородного оленя. Обитает на территории Енисейской Сибири, Тывы, Алтайского края, Кузнецкого Алатау и Предбайкалья. Клык этого животного считался оберегом, так как марал издревле являлся тотемным животным у народов Сибири. В воззрениях древних олень имел небесное, божественное происхождение. Это животное представлялось как солнечное, светлое божество, которое рогами упиралось в небо и освещало землю, приносило людям счастье, благоденствие и радость. Образ оленя был также тесно связан с колдовством и магическими ритуалами. До сих пор, например, эвенкийские шаманы в качестве головного убора одевают оленьи рога. Изображения шаманов и шаманских духов в характерном для них облачении с ветвистыми изогнутыми рогами на головах встречаются по всей Сибири.

В наше время трудно представить человека, который бы стал украшать себя подвесками из клыков марала. Однако, для древнего человека такое украшение не только считалось очень красивым, но и носило в себе глубокий сакральный смысл.

 

Автор: научный сотрудник Юрьева В. В.

Литература

  • История искусства народов СССР. Т 1. 1971.
  • Сертакова И. Н. Символика и культурно-историческое значение украшений в традиционной культуре. 2013.
  • Старостин В. П. Мифологологические образы народов Евразии. 2016.
  • Старостин В. П. Нравственная ценность образа оленя у евразийских народов. 2018.
  • Трифанов С. В., Соенов В. И. Костяные украшения населения Алтая гунно-сарматского времени. 2018.