Гида

Ору­дия охот­ничь­е­го про­мыс­ла у сибирских народов от­ли­ча­лись раз­но­об­ра­зи­ем и вы­со­кой спе­циа­ли­за­цией. Хоро­шие зна­ния тай­ги, особен­но­стей по­ве­де­ния зве­рей и птиц по­зво­ля­ли с ус­пе­хом ис­поль­зо­вать даже та­кие при­ми­тив­ные ору­дия охо­ты, как копьё, нож, лук и стре­лы. В фондах Усть-Кутского исторического музея хранится наконечник копья сибирских охотников, которое по-эвенкийски называется «гидá».

Гидá состояла из палки-древка и двусторонне острого наконечника, листовидной формы со втулкой. Наконечник насаживался на заостренный конец древка и закреплялся деревянным штырем, позднее гвоздем. Дополнительно наконечник мог закрепляться полосами бересты или кожи, которые наклеивались с помощью клея из рыбьего пузыря. Сибирские охотники по­ку­па­ли наконечники у торгов­цев или де­ла­ли сами, ино­гда украшая их.

В за­ви­си­мо­сти от на­зна­че­ния копья были боль­ши­ми и ма­лы­ми. Длина боль­шо­го копья дос­ти­га­ла 1,5 - 2 м, а длина че­рен­ка у ма­ло­го копья - 3 м. и боль­ше.Гидойс ко­рот­ким че­рен­ком, но с боль­шим нако­неч­ни­ком до­бы­вал­ся круп­ный зверь, пре­иму­ществен­но мед­ведь. В поединках опытные охотники упирали основание древка гиды под углом в землю, придерживая его ступней. Медведь фактически убивал сам себя, наваливаясь всем телом на острие. Вероятно, подобными приемами могли пользоваться во время военных действий. Гида с длин­ным че­рен­ком, но с ма­лым на­ко­неч­ником, пред­на­зна­ча­лась для до­бы­чи ко­пыт­ных жи­вот­ных.

Эвенки до сих пор уважительно отзываются об этом простом, но верном для смелого и сильного охотника оружии. Оленевод Яков Акимович Софронов из Алгазеи (Охотское побережье) говорил: «Старик, если хороший человек, ружья́ не надо, - один гида. Чем плохое ружья́, гида лучше».

 

Автор: научный сотрудник Юрьева В. В.

Литература

  • Гвоздев Р.В.Развитие военной организации тунгусо-маньчжуров (по материалам середины XIX–XX в.). Владивосток. 2011.
  • Старцев А. Ф. Традиционные орудия труда тунгусоязычных народов Приамурья, Приморья и Сахалина в охотопромысловой деятельности. Владивосток. 2020.
  • Туголуков В. А. Следопыты верхом на оленях. Москва. 1969.
  • Яковлева М. П. Тип богатыря в эвенкийских сказаниях рода Бута. Якутск. 2008.
  • Щапова Д. А., Амелькин А. Г. Материальная культура эвенков в иллюстрациях.