Эвенкийский чум
Формы и конструкции жилищ у различных народов Сибири напрямую связаны с климатическими условиями и окружающей географической средой. Также роль здесь играет и хозяйственная деятельность человека. Коренное население Усть-Кутского района – эвенки – вели кочевой образ жизни охотников-оленеводов. Для постоянного передвижения по тайге требовалось легкое переносное жилище, которое бы защищало от сурового сибирского климата. Таким жилищем был конический чум, каркас которого составлялся из деревянных жердей, а сверху покрывался берестой (в летнее время), корой, ровтугой, шкурами (в зимнее время) или тканями. В Усть-Кутском историческом музее хранится макет летнего варианта эвенкийского чума, обтянутого берестой.
Для строительства чума сначала ставили остов из 3-4 гладко обструганных жердей, обвязанных сверху тонкими корнями или тальниковыми прутьями. Затем на них накладывались другие жерди. Число жердей могло доходить до 26 и выше в зависимости от размеров чума и количества проживающих. Далее каркас накрывали покрытием – берестяными тисками, нюками из ровтуги или ткани. На крыше по центру размещалось отверстие, которое служило для освещения и проветривания чума, а также через него выходил дым от очага. Вход устраивался с восточной стороны, так как эвенки верили, что первые лучи солнца выгоняли из жилища злых духов. Пол в чуме покрывался толстым слоем хвои. При перекочевке на другое место эвенки снимали с чума только покрытие, не разбирая остов. В любой момент прибывшая на место стоянки семья могла, накинув тиски, быстро обустроиться. Несмотря на легкость конструкции,чум обладал большой устойчивостью против сильных ветров, а благодаря своей обтекаемой форме такое жилище никогда не подвергалось снежным заносам.
Внутри чум был разделен на несколько зон: в центре жилища устраивался очаг для того чтобы дым от него мог выходить через верхнее отверстие; слева от дверей находилось женское место со всеми кухонными атрибутами и продуктами; справа от двери – место детей и ближайших родственников; по бокам чума – спальные места проживающих, тут же находилось место для хранения одежды, берестяные и меховые сумки с различными принадлежностями для шитья и других мелких работ; за костром, напротив двери, было расположено место для гостей – «малу», а когда их не было, то это было место хозяина чума.
Конечно, как и все иные атрибуты жизни эвенков, чум был связан с мифическими представлениями этого народа о мире. Так, например, по сказаниям амгуньских эвенков, верхняя земля имеет форму чума и кончается дымовым отверстием. На вершине этого мира живет творец — старик Майин, ниже расположены земли с чумами хозяев планет и созвездий — Луны, Венеры, Большой Медведицы. Эвенки верили, что духи могли проникать в чум через дымовое отверстие, также духи могли уходить из чума, в том числе и злые. По поверьям, таким образом, происходило общение между мирами – среднего мира с верхним и нижним. Почитание духов охранителей (духов-предков) у эвенков всегда сочеталось с почитанием духа огня и очага. Этим духом являлась Энекан Того, которая с одной стороны выступала как хозяйка и глава чума, домашнего очага и хозяйства, а с другой – как хранительница душ семьи и рода, как место перевоплощения душ рода в новые поколения потомком-сородичей. Энекан Того представлялась как доброжелательное существо в виде старой сгорбленной старушки с мешком за плечами, дающей тепло и живущей на площадке костра в чуме. Очаг – символ культурного мира, от него зависело благополучие семьи, поэтому следовало придерживаться некоторых правил. В очаг запрещалось лить молоко или воду, бросать мусор, мешать в нем золу, гасить его или переступать. Другим значимыми объектами в чуме являлись дверь и прилегающий к ней порог. Значение двери истолковывается как «границы двух миров». Здесь тоже следовало придерживаться некоторых правил: нельзя держаться за косяки, прикасаться к верхней части двери. Порог почитали, он оберегал семью, поэтому запрещалось: на него наступать, а, следовательно, нужно было лишь перешагивать; на него нельзя было садиться, в противном случае семья будет бедствовать. Невыполнение всех этих правил могло привести к печальным последствием и даже предвещать прекращение рода.
Чум хоть относится к простейшим формам искусственно создаваемого жилья, к которым человек обратился на очень ранних этапах истории, но выполнялся из живых материалов, тем самым он символизировал саму жизнь. Человек не терял связи с природой, находясь в чуме. Чум до сих пор является ярким примером самобытности строительного искусства, а также отражением национально-эстетических взглядов эвенков.
Автор: научный сотрудник Юрьева В. В.
Литература
- Баранова Е. С. Отражение картины мира в комплексах материальной культуры эвенков Забайкалья. Чита. 2017.
- Василевич Г. М. Эвенки. Ленинград. 1969.
- Левин М. Г., Потапов Л. П. Историко-этнографический атлас Сибири. Москва, Ленинград. 1961.
- Монахова З. В. Урикитинин. Жизнь стойбища. Красноярск. 2002.
- Сем Т. Ю. Картина мира тунгусов: пантеон. Санкт-Петербург. 2012.