Эвенкийские охотничьи лыжи

По мнению исследователей А.Ф. Решетникова и В.А. Фомина, родиной лыж является Предбайкалье. Об этом нам могут говорить различные исторические памятники, в частности рисунки эпохи палеолита и мезолита, обнаруженные учеными по берегам рек Ангары, Лены и озера Байкал. С тех давних пор лыжи были незаменимым спутником сибирских охотников. У коренного населения Прибайкалья, эвенков, зимним снаряжением охотника являлись лыжи-гольцы для наста (киннэ), лыжи с меховой обкладкой для снега (суксилла) с палкой и охотничья нарта для больших расстояний или лыжи-волокуши, используемые для перевозки туш. В Усть-Кутском историческом музее хранится пара эвенкийских охотничьих лыж, обтянутых камусом, шкурой с голени оленя.

Тунгусские лыжи отличались от лыж других народов тем, что были короткими (ниже роста человека), тонкими, широкими (26-28 см) и изогнутыми, с подклеенной под ступней берестой. Для изготовления лыж эвенк долго искал дерево, не имевшее в нижней части сучьев и не «закрученное» ветром. Выбиралась обычно лиственница или ель. Из дерева топором вырубали доски, их сушили, затем ножом выстругивали и стружком равняли так, чтобы толщина лыжи плавно сходила к переднему и заднему концам и бокам. В это время женщины заготовляли камусы, по 2-5 штук на лыжу. Их сшивали полосами, ворсом в одну сторону. Заготовленный камус приклеивали к лыжам с помощью густого рыбного клея. На «камусных» лыжах охотники ходили по пушистому снегу в середине зимы. Шерсть, наклеенная на подошву лыжи, не давала ей соскальзывать вниз при подъеме на гору.

Помимо охоты эвенки использовали лыжи и в спортивных состязаниях. Бега на суксиллах проводились по целине на расстояние 1 км. Стартовали все лыжники одновременно. Участвовали мужчины и мальчики.

Однако, лыжи являлись не только средством передвижения по снегу, но и имели свой сакральный смысл. У эвенков существовал образ творца и первопредка, который представлялся как охотник на лыжах. В мифологии этого народа был распространен образ Манги. Манги – предок-человек, и предок-медведь, и неземной великан, прилетающий на землю на своих блестящих летающих лыжах. У многих народов Сибири существует поверье, что Млечный путь – следы небесных лыж, которые оставили боги или богатыри.

Как показывают этнографические исследования, некоторые эвенкийские общины и в наши дни опираются на традиционные технологии и производят предметы быта и орудия труда своих предков, лыжи в частности. Это доказывает, что традиционные навыки и сегодня имеют большое значение в жизни эвенков-охотников в тайге, а также для сохранения эвенкийской самобытности.

 

Автор: научный сотрудник Юрьева В. В.

Литература

  • Брандишаускас Д. Старые технологии и современное изготовление таежного снаряжения у эвенков Забайкалья. 2017.
  • Варламов А. Н. Традиционные игры и состязания эвенков. 1997.
  • Василевич Г. Эвенки. 1969.
  • Дэвлет Е. Г., Дэвлет М. А. Сокровища наскального искусства Северной и Центральной Азии. 2011.
  • Решетников А.Ф., Фомин В. А. Возникновение и значение лыж в жизнедеятельности древних людей. 2010.
  • Сем Т. Ю. Картина мира тунгусов: пантеон. 2012