Дневник начальника экспедиции инженера Александра Михайловича Кошурникова

В 1920-1930-х годах новая советская власть нуждалась в золоте, серебре, пушнине, драгоценных камнях и породах Восточной Сибири и Дальнего Востока. Остро чувствовалась необходимость постройки новой сети железных дорог, которые бы соединили окраины огромной страны с центральными регионами. Для этого организовывались экспедиции изыскателей-первопроходцев, которые отправлялись в бескрайнюю тайгу для исследования мест постройки будущих железных дорог, в частности Байкало-Амурской магистрали. В таких экспедициях изыскатели постоянно сталкивались с трудностями и опасностями, некоторые экспедиции заканчивались трагически.

В фондах Усть-Кутского исторического музея имеется интересный экспонат – печатное издание дневника инженера Александра Михайловича Кошурникова.

В 1942 году для проведения изысканий, необходимых для строительства будущей железной дороги Абакан – Тайшет, была снаряжена экспедиция под руководством инженера Сибгипротранса Александра Михайловича Кошурникова. Членами экспедиции также стали: молодой инженер Алексей Диомидович Журавлёв и техник Константин Аристидович Стофато.

15 сентября 1942 года изыскатели выехали из Новосибирска в Нижнеудинск, дальше самолётом в село Покровское и затем в Тофаларский посёлок Верх-Гутару. От Верх-Гутары начался тяжёлый путь маленькой экспедиции. Через таёжные заросли сначала на оленях, потом на плотах по стремительной реке Казыр пробирались Кошурников и его спутники. Целый месяц отважные исследователи продвигались по тайге, торопясь обогнать начало зимы. Бурный Казыр ломал на порогах плоты, заставлял бороться за каждый метр пути. В своем дневнике Александр Михайлович Кошурников ежедневно описывал местность, с какими трудностями сталкивалась экспедиция, оценивал варианты будущей  дороги и только в конце записей прибавлял несколько слов о своей группе.

И вдруг – катастрофа. Вот как рассказала об этом последняя запись в дневнике Александра Михайловича Кошурникова:

«3 ноября, вторник. Пишу, вероятно, последний раз. Замерзаю. Вчера произошла катастрофа. Погибли Костя и Алеша. Плот задернуло под лед, и Костя сразу ушел вместе с плотом. Алеша выскочил на лед и полз метров 25 по льду с водой. К берегу добраться помог ему я, но вытащить не мог, так он и закоченел наполовину в воде. Передвигаюсь ползком. Очень тяжело. Голодный, мокрый, без огня и пищи. Вероятно, сегодня замерзну».

Какую душевную силу, какое безграничное мужество нужно иметь, чтобы, глядя в глаза смерти написать эти спокойные с виду строки!

Через год после гибели группы Кошурникова 4 октября 1943 г. рыбак посёлка Нижне-Казырский Иннокентий Степанов нашёл останки Кошурникова и его дневник. Именно по дневнику, этому настоящему свидетелю мужества и героизма, все узнали о судьбе Александра Михайловича Кошурникова и его товарищей, до последних минут жизни оставшихся верными служебному долгу.

В дни пуска в постоянную эксплуатацию построенной железной дороги Абакан-Тайшет в 1966 году члены экспедиции были посмертно награждены высокими правительственными наградами: Александр Михайлович Кошурников -орденом Ленина, Алексей Диомидович Журавлев и Константин Аристидович Стофато – орденами Трудового Красного Знамени. Также в их честь были названы станции Кошурниково, Журавлево, Стофато.

 

Автор: научный сотрудник Юрьева В. В.

Литература

  • Текст экскурсии зала №2 «Великая магистраль от Лены до Амура» Усть-Кутского исторического музея.
  • Дневник начальника экспедиции инженера А. М. Кошурникова. Новосибирск. 1969 г.